Введение в систему сбалансированных показателей

Система сбалансированных показателей

 

Введение

Сбалансированная система показателей (ССП)
Balanced Scorecard, BSC.

Задача ССП – реализация стратегии компании.
ССП – система управления предприятием на основе измеряемых показателей.
ССП — система стратегического менеджмента.

    ССП помогает преодолеть четыре традиционных барьера на пути реализации стратегии:
  1. Стратегия компании невыполнима
  2. Стратегия не связана с планированием, бюджетированием и распределением ресурсов
  3. Стратегия не связана с индивидуальными целями и целями подразделений
  4. Обратная связь тактическая, а не стратегическая.

Создание системы сбалансированных показателей

  • Сформулировать стратегические инициативы компании.
  • В рамках каждой инициативы определить стратегические цели и индикаторы достижения целей (ключевые показатели эффективности KPI) в четырёх плоскостях:

  • Финансы
    Рост доходности, увеличение производительности, сокращение издержек, использование активов, управление рисками

    Клиенты и внешнее окружение
    Доля рынка, расширение и сохранение клиентской базы, прибыльность клиента, удовлетворение потребностей клиента (функциональность, качество, цена, срок поставки, имидж, уровень обслуживания)

    Внутренние бизнес-процессы
    Инновации (изучение скрытых потребностей и разработка новых товаров и услуг), операции (производство и логистика), послепродажное обслуживание

    Обучение и развитие персонала (или «Кадры решают всё»)
    Удовлетворённость работника (вознаграждение, признание заслуг, участие в принятии решений, поощрение инициативы, обучение и наставничество, технологическая оснащённость), эффективность работника, сохранение кадрового резерва.

  • Установить причинно-следственные связи между общими и индивидуальными целями снизу вверх:
  • Рост доходов

    Рост удовлетворённости клиентов

    Совершенствование процессов

    Обучение персонала.

    Если у одной цели несколько показателей, то необходимо определить вклад (вес) каждого показателя в достижение цели. Оценка достижения цели рассчитывается как средневзвешенная сумма значений всех её показателей.
  • Определить и забюджетировать мероприятия (проекты) для достижения целей.
  • Назначить ответственных за выполнение мероприятий, поставить им понятные и выполнимые задачи.
  • Автоматизировать ССП, настроить обратную связь и сбор актуальных данных.

Программное обеспечение

  • Программы моделирования (проектирования и документирования) стратегических карт и бизнес-процессов.
  • Стратегическая карта — диаграмма, на которой показаны цели, связи между ними, KPI.
    Business Studio
  • Программы исполнения стратегических карт (BI) и программы исполнения бизнес-процессов (BPMS).





Литература

Каплан Роберт С., Нортон Дэйвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию.  - М.: ЗАО "Олимп—Бизнес", 2003.